Малышам о фазировании барабанов

Да, я порой встречаю людей, которые не переживают о том, чтобы подстроить фазу барабанов. Чем это грозит? Худшей моно-совместимостью, обедненными тембрами, а в отдельных случаях и фленджером.

Напомню о сути процесса: многомикрофонная запись подразумевает, что звук от одного источника долетает до каждого микрофона за разное время.plot1d_py_signals

В итоге мы получаем картинку вроде этой:pic1Кроме того, мы почти всегда используем микрофон на нижнем пластике малого барабана, а иногда вообще попадаются микрофоны с перепутанной распайкой (чуть ли не все микрофоны «октава» распаиваются наоборот):buttomtop

В таких случаях, синусоида начинает свое движение в противоположную от всех остальных микрофонов сторону, и ее сначала лучше перевернуть.

Было:pic2

1 и 2 дорожки стартуют в одно время, но 1 (нижний пластик) имеет перевернутую относительно 2 и 3 фазу – синусоида на момент удара начинает движение вверх, тогда как на остальных – вниз. 3 дорожка стартует существенно позже, чем 1 и 2.

Для того, чтобы они «склеились» и минимально вычитали друг из друга, мы переворачиваем фазу дорожки 1 и подгоняем по времени дорожку 3:pic3Естественно, отдельные колебания остаются в противофазе. Наша задача – минимизировать количество фазовых искажений.

Есть любители специальных плагинов, позволяющих сравнивать каналы и производить задержку, например семейство Waves InPhase:

inphase

Это наглядный комбайн, но я не увидел а нем существенных приемуществ перед ручным редактированием. Так что мои рекомендации касательно этого инструмента – ознакомиться и работать дальше руками, ориентируясь на кореллометр:A000_1017-L

Порядок работы:

Сначала стоит собрать по фазе все стереопары – комнатные микрофоны, оверхеды – и все парные каналы – бочка, малый, и так далее. Внутри стереопар корреляция должна строиться относительно самого громкого или самого приоритетного источника, как правило это малый барабан.

Дальнейшая тактика может быть разной, в том числе, в зависимости от стиля музыки. Когда мы пишем барабаны с большим проникновением каналов, для джаза, фанка, стилей с большим динамическим диапозоном – мы пишем единый ансамбль барабанов. В таком случае, может быть разумно взять за основу малый барабан, как более приоритетный тембр, и равнять все дорожки относительно него.

При записи рок-музыки, часто подразумевается гейт на всех индивидуальных каналах, да и само звукоизвлечение подразумевает меньшее проникновение каналов.  В такой ситуации есть смысл использовать в качестве «точки отсчета» оверхеды, поскольку в них присутствует звук каждого барабана. Соответственно, в этой ситуации, мы равняем каждый канал или пару каналов относительно оверхедов.

Комнатные микрофоны.room

Тактика относительно комнатных микрофонов не так однозначна. Они должны быть сфазированы друг относительно друга, а приближать или отдалять от остальной установки по времени вы вольны в соответствии со своим вкусом и задачами.

Остается добавить, что все вышенаписанное относится не только к барабанам (просто они наиболее яркий пример), но и к любой мультимикрофонной записи.

 

 

Leave a Reply