В рамках современной концепции микса звукорежиссеры забывают о двух вещах:

Современные технологии позволяют делать все то же, что “старые мастера” делали с помощью железа;
Современные технологии позволяют осуществлять любую маршрутизацию в (практически) неограниченных количествах.

Сколько у вас посылов в миксе? Холл и дилей? Два холла? Кроме отбора на эффекты, Aux-шины можно использовать для множества параллельных обработок, придающих миксу единородность и плотность.

1. Снимаем ватное одеяло

Почти всегда отдельным инструментам хочется добавить яркости, присутствия, того, что продюссеры называют “up to face”. Для того, чтобы обогатить спектр высоких частот, я создаю дорожку с плагином, эмулирующим Aphex aural exciter и посылаю обработанные каналы на него.

Каждый плагин имеет свой алгоритм и свой характер звучания. Чтобы не забивать звуком эксайтера весь саунд и не наваливать слишком много всего в один диапозон, можно сделать 2-3 посыла подобного рода: с эксайтерами разных производителей или другими приборами, расширяющими частотный диапозон. Например, сделать канал с цепочкой из Hi-pass фильтра, компрессора и сатуратора. Если мы пошлем разные инструменты на разные ВЧ-расширители, или в разной пропорции, нам удастся построить яркий микс без резкости.

2.1 Рычащий низ forever

Этот прием я использую, в основном, для бас-гитары. Но, в общем-то, никто не мешает послать на эту шину еще какой-то сигнал, пробуйте! Я создаю шину, на которой последовательно установлен перегруз (с достаточно жесткими настройками) и low-pass фильтр. Таким образом, мы можем подмешивать к оригинальному сигналу очень плотный, накачанный и обогащенный низ. Здесь принципиально поставить фильтр после перегруза, чтобы срезать не только ВЧ-составляющую оригинала, но и гармоники, построенные перегрузом.

2.2 Ватный бас Sometimes

Таким же образом, можно создать отдельную параллельную обработку для НЧ-полосы, поставив на посыле low-pass фильтр и низкочастотный эксайтер вроде R-bass.

3. New-York, New-York!

Как вы понимаете, у подобной практики ноги растут из так называемой “Нью-Йоркской” или “Параллельной” компрессии.

Обработка очень многих видов “в параллели” может принести богатые и приятные результаты, нужно только не стесняться экспериментировать. Компрессор с высокими значениями Attack и Ratio может достаточно продуктивно “склеить” микс, если на него послать понемногу всего. Особенно для этого хороши компрессоры с окрасом.

4. Мультибэнд

Эта идея неплохо организована в плагине Tone Shaper от Waves, но мы сделаем что-то подобное в формате посыла: в том числе, для пресловутого “клея”. Создаем 3-4 (можно и больше, вопрос в желании) aux-шины, отвечающие каждая за свою частотную полосу. Реализация, точки разделения частот – выбираются на свой вкус и в соответствии с миксом. На каждой полосе мы настраиваем свой компрессор и можем подмешать любой инструмент на каждую полосу в таком количестве, в котором нам нужно.

5. В ванной комнате на диктофон

Это, конечно, не новость – многие звукорежиссеры активно и успешно используют по 2-3 ревербератора в миксе, формируя богатую и многоплановую акустическую картину. Но очень часто ревербератор может дать нам гораздо больше, чем Hall или Plate. Используя импульсы маленьких помещений, таких как гостиная или дикторская кабинка, мы можем существенно и очень характерно уплотнить сигнал. Очень часто это помогает найти место в миксе для “тонущего” вокала, сделать его больше и объемнее.

P.S.: Как само собой разумеющееся я считаю, что читатель осознает возможность на каждом посыле поставить компрессор или эквалайзер до или после основных обработок, а так же в состоянии сам попробовать и решить, как он поступит.

Не лишним также будет иногда задумываться, какой сигнал вы хотите посылать на обработку – post-FX или pre-FX?

Я осознанно пытаюсь описывать принципы без указания конкретных настроек и приборов. Этот текст призван,в первую очередь, продемонстрировать, насколько гибкой может быть современная работа с миксом, насколько богата ваша палитра “маленьких шагов”.

Leave a Reply